Шрифт:
Цветовая схема:
Изображения:

Сирота Светлана Леонидовна

sirota


Педагог дополнительного образования по развитию речи
первой квалификационной категории,
в учреждении работает с 1993 года.
В 1995 году закончила Российский государственный
университет им. А. Герцена по специальности логопедия.
Общий стаж работы более 20 лет.
Стаж педагогической работы более 20 лет.
Приоритетное направление деятельности - развитие речи детей дошкольного возраста.






Правильное развитие речи у дошкольников

 

В дошкольном возрасте ребенок, развиваясь, все чаще стремится к обсуждению предметов и явлений окружающего нас мира. Поскольку речевые способности ребенка самым тесным образом связаны с уровнем мышления малыша, правильное и своевременное развитие речи играет немаловажную роль в общем потенциале малыша. Развитие связной речи у дошкольников расширяет и обогащает круг контактов, в который входит все больше сверстников малыша, более старших детей и взрослых. Общение с большим количеством различных людей очень значимо для ребенка, для удовлетворения его социальных потребностей, эмоционального и интеллектуального развития. Благодаря этому общению речевые возможности малыша постоянно расширяются, увеличивая уровень умственного развития, расширяя фантазию и воображение, обогащая новыми знаниями, умениями и навыками.

Методика развития речи

При плохом развитии речевых способностей у дошкольников многие родители возлагают большие надежды на занятия малышей в детских дошкольных учреждениях. Действительно, у педагогов, работающих с маленькими детьми, имеется своя методика развития речи дошкольников. Специальная программа, состоящая из занятий в игровой форме, позволяет существенно расширить речевые возможности малыша. Однако в наибольшей степени речевое развитие ребенка, и как следствие, уровень его умственных способностей зависит исключительно от родителей. От того, сколько времени они уделяют малышу, занятиям и играм с ним. Только при ответственном отношении родителей к развитию своего ребенка можно достигнуть уровня речевых способностей, соответствующих возрасту, а программа развития речи дошкольников, которую используют педагоги, может лишь укреплять и расширять эти возможности. Поэтому родителям следует как можно больше времени уделять своему малышу и как можно больше общаться с ним. Лишь в этом случае результаты стараний родителей и педагогов будут оправданы – малыш будет расти общительным и развитым во всех отношениях ребенком.

Специальные игры на развитие речи

На сегодняшний день наиболее действенным методом развития речевых способностей дошкольников являются игры на развитие речи дошкольников. Подобные игры представляют собой увлекательные для малышей занятия, которые проводятся в игровой форме. Среди подобных игр наиболее эффективной считается игра «Разговор по картинке», предназначенная для развития речи детей от трех до шести лет. В такой игре предусмотрена последовательная беседа и обсуждение малыша со взрослым того, что изображено на какой-либо картинке. Не менее интересной будет игра «Журналист», в которой ребенку предлагается задавать вопросы взрослому, а тот будет на них отвечать. Развитию речевых способностей и памяти дошкольником способствует и разгадывание загадок, разучивание скороговорок и поговорок. Кроме того, в детских магазинах можно найти большое разнообразие книг и игр, в которых собраны задания и тексты, способствующие эффективному речевому и умственному развитию малыша.

Тест-диагностика развития речи

Для проверки уровня развития речи дошкольников можно воспользоваться специальным тестом, который предполагает три варианта ответов на поставленные вопросы, которые касаются вашего ребенка – «очень много», «много» и «мало»:

  • Сколько вопросов задает?
  • Любит ли слушать чтение?
  • Пытается ли читать самостоятельно?
  • Любит ли играть в слова и учить стихи?
  • Хочет ли учиться?
  • Любит ли заниматься творчеством?
  • Уверен ли в своих силах?

Как вы сами понимаете, наиболее благоприятным результатом будет первый вариант ответов на все вопросы. А вот если ответами будет слово «мало» — следует всерьез задуматься о всесторонней помощи в развитии речевых и умственных способностей малыша.