Шрифт:
Цветовая схема:
Изображения:

Лебедева Ольга Александровна   

   В 2002 году закончила Российский педагогический
университет имени А.И. Герцена.
  В ГБДОУ д/с № 80 работает с 2005 года.
Стаж педагогической деятельности - 12 лет. 
Приоритетное направление деятельности - развитие творческих
способностей детей младшего дошкольного возраста.


                                   Развитие творческих способностей детей.

            Развитие творческих способностей у детей – это интересный и важный вопрос развития и формирования  личности. Каждый ребенок по-своему талантлив, только надо помочь ему раскрыться. Чем раньше мы начинаем раскрывать эти способности, тем более гармонично он  развивается. Ведь в каждом творчестве ребенка есть его неповторимость и индивидуальность.  

       Развитие творческих способностей детей одна из  важных  задач  формирования творческой личности, и начинать развитие творческих способностей надо с самого раннего возраста.

    Дети очень любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому не стоит принуждать, но нужно стимулировать и поддерживать ребенка, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

    Лучшее время для развития способностей ребенка - это возраст от 3-4 лет! Если его упустить, будет сложно восполнить пробел в дальнейшем. Творческие занятия - это не просто лепка и рисование. Они влияют на ребенка просто магическим образом, а именно:

-развиваются важнейшие центры в мозгу малыша (за счет влияния на мелкую моторику);

-появляется умение решать задачи не одним способом;

-раскрываются способности к нестандартному мышлению;

-укрепляется нервная система;

-нарабатывается усидчивость и настойчивость в достижении цели;

-ребенок учится видеть прекрасное в окружающих его вещах;

-совместные занятия с мамой укрепляют дружбу между членами семьи, делают отношения более доверительными и теплыми;

-расширяется кругозор ребенка.

     Хорошо, когда используются нестандартные, новые подходы к организации изобразительной деятельности. Использование таких техник как кляксография; тампонирование; рисование на мятой бумаге; рисование восковыми мелками и красками; пальчиками и отпечатками ладошек; печатками; цветными ниточками; восхищают и удивляют детей, вызывая стремление заниматься этим интересным делом.     Нетрадиционное, нестандартное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать палитру красок, формы, мазки, штрихи их характер и настроение. Чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных способов и техник способствует развитию у ребенка:

- мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

- изобразительных навыков и умений, наблюдательности;

-эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.

          Подлинные творческие возможности ребенка формируются в условиях правильного руководства.  Тогда процесс его развития протекает успешно. Ребенок, лишенный этого руководства, как правило, дает сниженные показатели творчества и останавливается на ранних ступенях его развития.

        Система руководства изобразительной деятельностью должна быть направлена к тому, чтобы ребенок богато, смело и все более совершенно отражал то прекрасное, что доступно его пониманию. Творческий процесс в рисунке лишь тогда может возникать и развиваться, если он базируется на систематическом улучшении качества изображения. Лишь на этой опоре развивается детское творческое воображение. Ребенок начинает охотно, смело и все более качественно выполнять разнообразные тематические задания и действовать по собственному замыслу.

        Творчество у ребенка проявляется не только тогда, когда он сам придумывает тему своего рисунка, но и тогда, когда создается изображение по заданию, если предоставляется возможность определять композицию, выразительные средства изображения, внесение интересных дополнений. Для ребенка проявлением творчества является изменение величины предмета, с дополнением какой-либо детали, цвета. Очень ярко это проявляется в рисовании на сказочные темы. Например, отрицательных героев рисуют коричневым, черным цветом, а положительных героев — разнообразными яркими красками.

        Развитие способности к изображению в первую очередь зависит от воспитания наблюдательности, умения видеть особенности окружающих предметов и явлений, сравнивать их, выделять характерное. Обучение рисованию должно осуществляться планомерно и систематически.

      Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников. Она привлекает детей, радует их возможностью самостоятельно создавать что-то красивое.

     Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире и развития детского изобразительного творчества:

-рисование - дает большой простор для проявления творческой активности;

-занятия лепкой заключается в объемном способе изображения; 

-занятия  аппликацией знакомит детей с простыми и сложными формами различных предметов, создание силуэтных изображений. Также аппликация способствует развитию математических представлений и плановой организации работы.

    Но для того чтобы формировать и развивать творческие способности ребёнка, необходимо помнить о самых простых истинах:

- развивать творческое воображение ребенка  всегда и везде;
- окружающая среда ребенка должна способствовать его развитию;
- у ребенка должен быть необходимый «арсенал» инструментов и материалов для детского творчества: пластилин, краски, цветная бумага и многое другое;
- не превращать занятия с детьми в скучные уроки и всегда поддерживайте его инициативы;
- не давайте слишком много информации детскому мозгу. Оставляйте место фантазии;
- процесс формирования и развития творческих способностей детей должен носить регулярный характер и только через игру;

-давать больше самостоятельности ребенку.